Лакировка древесины - это искусство!

Невозможно представить себе столярные изделия без прозрачной отделки. Любой мастер, рано или поздно, пытается показать всем то, что случайно или в поте лица открылось ему – природная красота дерева. Стараясь запечатлить свое озарение, пытаясь остановить время и зафиксировать это чудо, человечество и придумало лакировку, раскрыть секреты которой я сегодня постараюсь.

Лакировка дерева - это искусство!

Лакировка это отделочный и защитный этап обработки изделия. Оба понятия технически равнозначны, поскольку эксплуатационная защита изделия является и отделочным этапом, хотя отделочный этап не всегда защитный. Простите за каламбур, но определение процесса лакировки определяет требования к нему. Вспоминается эпизод из отечественного фильма «Визит к Минотавру», где скрипичных дел мастер Амати находил свой состав лака. Да, он его нашел и отличный от лака Страдивари, а у Гварнери был свой. А какие были критерии? Лак должен был проявить не только текстуру дерева, но и сохранить изделие на многие века, не говоря о том, что дерево должно было еще и запеть. Запросы наши сегодня конечно скромнее, да и изобрели все уже много раз, но лакируя поверхность, не устаешь удивляться процессу, когда за кистью появляется «древесный лик»! С замиранием ждешь, оправдались ли твои ожидания или дерево приготовило свой сюрприз, я о цветовой гамме, и кто хоть раз набирал простенькую картинку из шпона, поймет меня.

Сам по себе лак это раствор каких либо твердых веществ в растворителе. Растворите битум в бензине или другом растворителе, и вы получите в примитиве битумный «лак». Чтобы ваше зелье называлось лаком необходимо, что бы оно после улетучивания растворителя, высыхания, заблестело. Тончайшая пленка, которая образуется на поверхности материала – цель лакировки, поскольку она изолирует древесину и защищает ее. Первые лаки, конечно же, были органическими, а не синтетическими как сейчас. Чего только мастеровые в них не добавляли, и «сопун» траву и морские ракушки, смешные компоненты по нашим меркам, но зайдите в любой музей, посмотрите на старинные работы и вы проникнитесь уважением к их труду.

Лакировали всегда кистью, лучше первый слой жесткой. Лак втирался в поверхность, сперва вдоль волокон, чтобы незаметны были полосы от неравномерности окраски, затем поперек с небольшим нажимом. Поры механически набиваются массой, закупориваются наглухо и чем глубже консервация, тем лучше. В старину первый слой проходили горячим составом, что бы лак впитался глубже. Последний штрих кисти должен быть всегда вдоль волокон, легкий, невесомый, как ветерок заметающий следы. Второй слой наносится только после полного высыхания первого, рекомендуемое время можно прочитать на упаковке, но практика показывает – сутки. Поверхность обязательно зачищается наждачной бумагой, поскольку древесный ворс под лаком поднялся и «застыл». Убрав его и зачищая поверхность перед каждой лакировкой, вы сможете получить зеркальную поверхность и в бытовых условиях. Второй слой наносится аналогично первому, с поправкой на впитывание. Первый слой никак не мог «напиться», впитывая лак, а второй уже нет. Если все правильно сделано, то он «сыт» и необходимо следить чтобы не было «луж», они испортят поверхность, сморщат ее. Пусть лучше лака немного не хватает, можно натянуть кистью, но не лужи. И если первый слой проявляет цвет древесины, то второй добавляет глубину. Третий же и последующие слои дают зеркальность поверхности. Немаловажный фактор - стойкость к механическому износу, например паркетный лак. Каждый последующий слой увеличивает толщину лаковой пленки, соответственно увеличивая механическую прочность на износ. Считается, что три слоя необходимый минимум лакового покрытия; цвет, глубина и зеркальный блеск.

Не все лаки бесцветны и дают блеск. В этом их основное различие. Можно взять тонирующий состав и обычную березу «отделать» под карельскую, а ольху под бук. Но стоит ли придавать блеск лимоннику или тонировать его под орех, когда проявленная природная красота всегда лучше любого совершенного «фотошопа». Ретушь всегда делалась из-за стоимости и ограниченной доступности ценных пород древесины, но если в руках яблоня или груша или другой «красный» материал, не поднимается рука красить их.

Я не буду описывать виды лаков, читайте про них здесь. Любой продавец – консультант поразит вас энциклопедическими знаниями, почему один лак блестит, а второй нет, или где больше парафина и зачем. На вкус и цвет стандартов нет, поэтому к одному лаку лежит душа, к другому нет, но привлекает цена и работаешь им. Выбор всегда за вами. Главное знать для чего нужна лакировка, а зная критерии, проще подобрать лак или пропитку.

Долгое время была проблема с лаком для наружных работ. Но в современном мире и это уже не помеха, чтобы беседка, детский уголок или дом сияли природной красотой материала, из которого они сделаны. И пусть терема будут не только на картинках в детских сказках, но и повсюду вокруг нас.