.08 Инструменты Бензопила Урал.

В 2005 году на Пермском машиностроительном заводе имени Ф.И. Дзержинского с конвейера завода сошла 14-миллионная бензопила. Если выстроить их все в один ряд, то они своими шинками смогут дотянуться от Калининграда до Владивостока. Бензопиле «Урал», массовой машиностроительной продукции, выпуск которой, по заявлению завода, предполагается до 2013года, сегодня слово.

Бензопила «Урал» изначально разрабатывалась как профессиональный инструмент, относящийся к узкоспециализированному классу «вальных» пил. Являясь своеобразной модификацией пилы «Дружба», бензопила «Урал» служила профессиональным вальщикам в лесхозах, а «Дружба» - инструмент для личных подворий. Эта бытовая градация бензопил почему-то сохранилась и по сегодняшний день. Первый промышленный образец бензопилы завод выпустил в 1935 году, а образец 1946 г. выпуска и сегодня можно увидеть в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Это была военная техника, и такие пилы применялись в инженерных войсках, и выглядели, конечно, странно и несколько иначе современных: очень длинная шина с замысловатым механизмом на конце. Массовое, мирное производство пил было запущено в 1955г, а в 1958г. заслуженная награда Брюссельской выставки – золотая медаль. По сегодняшний день до 80% работ по заготовке древесины на отечественных лесосеках выполняется с помощью бензопил типа "Урал".

На бензопилах «Урал» установлен бензиновый двухтактный двигатель мощностью 5,5 л.с. Имея большую мощность, по отношению к «Дружбе», бензопила «Урал» немного легче, также имеет возможность поворота пильного механизма на 900 и вынесенные вверх, по отношению к двигателю ручки, позволяющие работать с прямой спиной и при глубоком снеге. Применение виброгасящей рамы и постоянной принудительной смазки пильной цепи действительно делали эту пилу профессиональной, но по-настоящему универсальной она стала, когда начала комплектоваться гидравлическим клином. Антивибрационная система реализована отделением рамы от двигателя специальной амортизационной подвеской, но выполнена очень жесткой и малоэффективна. Заявленное в инструкции время контакта оператора с пилой не должно суммарно превышать 1,5 часа в день. Применение высокопрофильных пил с большим шагом и постоянная смазка цепи позволяли лесорубам «вкалывать» с повышенной производительностью, окупая этим очень низкую экономичность двигателя. Поэтому на обрезке сучков выгоднее применять «Дружбу» или «Тайгу». Кстати стабильность работы бензопилы «Дружба» зачастую достигается установкой на нее карбюратора от «Урала», а самостоятельная замена пильного механизма бензопилы «Урал» на «Stihl» дает изумительный эффект производительности и работоспособности «Урала».

Однако при таком количестве положительных моментов, шутить по поводу качества бензопил «Урал» в среде вальщиков, как говорится, не принято. Даже при таком высоком расположении ручек гарь от двигателя приходится глотать в переизбытке. Сетка воздушного фильтра сделана со слишком крупной ячейкой, десятые доли миллиметра, а на «импорте» – доли микрона, что снижает эффективность и соответственно увеличение пропорции масло-бензин 1:20, и соответственно 1:50 - на импортных. Впрочем, детали двигателя «Урала» подогнаны не столь тщательно, как у импортных, так что мелкий мусор при попадании внутрь не вызывает особых проблем, сгорая, конечно, если его не засыпать как в топку. Обслуживание пилы громоздко и сложное. Инструкция настолько объемна, что напоминает художественное произведение, рекомендуя протяжку болтов и всего крепежа, а так же регулярную разборку и чистку двигателя. Но даже педантичное выполнение инструкции по техническому уходу за пилой не уберегает двигатель от подклинивания, обрыва шатуна, периодического отказа редуктора, повышенного расхода топлива. Отсутствие цепного тормоза - вроде мелочь, несущественная «деталь», но это только до тех пор, пока не коснулось вас лично.

Есть у нашей техники одно технологическое преимущество, пилой «Урал» можно осуществлять пиление вдоль волокон, т.е. распускать бревно вдоль. Пила служит долго и безотказно, если она в умелых руках и применяется в бытовых масштабах. Но согласитесь, что промышленное использование подразумевает постоянную нагрузку и легкость эксплуатации, и здесь отечественная продукция здорово уступает.

Всеядность бензина и масел, высокая ремонтопригодность и низкая цена пилы «Урал» уже не могут быть компенсирующим фактором рынка сбыта, от них повсеместно отказываются в пользу другой продукции. Остается лишь надеяться на заявление производителя об испытаниях новой модели бензопилы «Урал 70», качественно отличающейся от своих предшественников, с использованием импортной поршневой и других применяемых технических новшеств.