Браширование древесины своими руками

древесина после брашированияОтделка под старину, имитация старинной поверхности, старение древесины и других материалов – это наиболее востребованные сегодня технологии, как в мебельном производстве, так и в интерьерных решениях многих строений. Видимо не может наш глаз длительно радовать металлический блеск хай-тека, стекла и пластика, а тянет его к древесине, радуясь следам времени, ходам короедов, естественному выветриванию пор и выгоранию на солнце. Разумное сочетание старения древесины и современной отделки, действительно могут придать древесине и всему изделию ту неповторимую красоту и индивидуальность, которой так не хватает «штамповке». Примечательно и то, что технология механического старения древесины – браширование, под силу любому человеку, уважающему собственный труд, о чем и хочется рассказать в этом материале - браширование древесины.

Естественное старение дерева происходит в виде неравномерного износа, выветривания его структурных пор. Цветовое различие ранней и поздней древесины - видимые годовые кольца, имеет и разную плотность, в результате чего текстурный рисунок со временем приобретает не только красоту цвета, но и объем. Поверхность древесины становится волнообразной, наподобие песчаных волн, с сучками барханами, и чем ярче выражена текстура, например, ель, лиственница, ясень, тем заметнее проявляется старение. Браширование, от английского слова brush — щетка, и заключается в механическом удалении жесткой щеткой мягких волокон ранней древесины, придавая естественному природному рисунку дерева объем.

Как правильно делать

Но прежде, чем браться за конкретный объект, потренируемся на заготовке. Берем обычный сосновый брусок и начинаем зачищать его вдоль волокон металлической щеткой, используемой обычно для счистки старой краски. Не обязательно сильно давить на нее, вы просто выскоблите яму, достаточно просто водить ей вдоль волокон, копируя траекторией движения их направление, уделяя внимание и полукруговым движениям у сучков. Через некоторое время стальные иглы заменяем медной щеткой, затем пластиковой и наждачной бумагой, добиваясь исчезновения грубых и глубоких следов от первого инструмента. Процесс старения поверхности хорошо контролируется визуально, поэтому не стоит за «один проход» добиваться максимальной глубины, рельефности, лучше почаще менять инструмент, углубляя по мере задумки «износ». Легкое касание поверхности губкой смоченной в водном растворе морилки должны окончательно проявить текстуру и выявить огрехи брашировки.

По мере выработки навыка и усвоения сущности процесса, можно вооружиться электроинструментом, используя насадки для зачисток к шуруповертам и дрелям. Здесь придется тонко чувствовать процесс и точно рассчитывать усилия, предпочитая увеличить время обработки, чем еще более длительное исправление промахов.

Однако описанная технология является сутью «легкого», поверхностного старения древесины, а глубокое браширование предполагает специально делаемые сколы и выщербины. Потолочные балки рекомендуют даже немного посечь топором перед брашированием, хотя мне больше нравиться мелкий инструмент, например, стамеска или работа углом цикли. Берем стамеску и углом или всей режущей плоскость делаем углубления так же вдоль волокон. Все сделанные и существующие сколы тщательно обрабатываются щетками, добиваясь эффекта их естественного образования.

Глубокое заполнение пор морилкой подчеркивает глубину старения, для чего рекомендуется тонировать поверхность несколько раз, с промежуточной шлифовкой, зачерняя щели.