Рубанок - незаменим для работы

Тихое летнее утро! Птички поют, благодушное настроение… и вдруг! Тишину разрывает визг 30 тысяч оборотов в минуту. Это сосед решил поправить ступеньки на своем крыльце, с остервенением вырывая куски древесины фрезером и нарушая гармонию зарождающегося дня. Решив рассказать вам, о нехитром столярном инструменте, рубанке, я попытаюсь восстановить нарушенное «соседом» равновесие.

Рубанок – ручной столярный инструмент, служащий для обработки древесины, путем срезания слоя, называемым припуском. Это определение, взятое из справочника, как то сразу режет слух. Ни одного русского слова! Вот струг – русский аналог «иноземца», одним лишь названием призывает строгать, а не рубать, да еще с плеча. Стругом, железным ножом с двумя ручками, на Руси сперва кору снимали, а затем и пласть строгали, ну а если работа потоньше, то можно и топором. И долго так было, пока царь Петр I из Голландии чемодан со столярным инструментом не привез, где среди многих диковин и рубанок лежал. Прижился этот инструмент на Руси, и не один столяр сказал Петру I, спасибо! Ну а если заглянуть в историю поглубже, то Гомеровский Одиссей и царь Итаки уже владели этим инструментом.

Деревянная колодка, нож и крепежный клин, вот и все нехитрое устройство рубанка, практически не претерпевшего изменений за многовековую работу. Колодку обычно делают из твердых пород древесины: береза, акация, дуб, но лучше служит белый бук и клен. Много раз и не в одной стране делались попытки заменить деревянную колодку на металлическую. Но видимо, мудра природа, что дереву легче скользить по дереву, чем металлу. Тяжелы в работе такие рубанки и не по весу, а в работе. И если подошву плоского рубанка еще можно привести в порядок прифуговкой, то у профильного практически нет, поскольку требуется высокая квалификация столяра. Поэтому материалу для изготовления колодки всегда уделялось особое внимание. Леток рубанку необходим для расклина, фиксации, ножа и для отвода стружки. Конструктивных изысков здесь практически нет, если не считать стружколомов на плоских рубанках. Угол заточки ножей так же выверен веками и составляет для твердой древесины 60° и 45° для мягких пород.

При всей простоте конструкции, видов рубанков сравнительно немного. Плоскость обычно получают рубанком, полуфуганком и фуганком. Различие здесь лишь в базовой длине инструмента и у фуганка она может достигать 1 метра. Чем длиннее база, тем легче получить прямолинейность. Это и определяет область строгания. Интересен исторический факт, когда Российские мастеровые изготовили рубанок, скопировав Голландский, но приделали ему четыре ручки и увеличили в размерах. Звали его «медведкой» и работали таким инструментом уже вдвоем, один тащил на себя, а второй давил и толкал.

Шерхебель применяется для черновой обработки древесины. Глубокое строгание под углом и поперек волокон обеспечивает полукруглая форма ножа рубанка. След, оставляемый шерхебелем на дереве, напоминает желобки для стока воды.

Чистовое строгание осуществляется шлифтиком. Имея укороченный корпус, узкую щель и увеличенный передний угол, этот инструмент незаменим на свилеватых поверхностях, поверхностях с задирами, при торцевании и на чистовой стадии обработки.

Отдельное слово необходимо посвятить цинубелю, поскольку сегодня он незаслуженно забыт. Цинубель не строгает поверхность, а лохматит ее, поднимает ворс, и служит для подготовки поверхности перед склеиванием. Железка цинубеля имеет зазубрины, оставляющие бороздки и фиксируется на колодке практически под прямым углом.

Для получения четвертей и их обработки применяется фальцгебель и зензубель. Наличие ступенчатой подошвы позволяет выбирать углубления на ширину и глубину, заложенные в размерах рубанка. Зензубель может иметь двойной нож, шириною до 30мм. Острожка поперек волокон или зачистка паза – вам нужен зензубель. Отличительной чертой фальцгебеля можно считать широкую колодку и его универсальность. Регулируя положение линеек, упоров, можно выбирать четверти любых размеров.

Шпунтубель служит для получения шпунта, паза, на кромках и пласти заготовки. Имея составной корпус, соединенный винтами, шпунтубель способен выбирать пазы без ограничений по глубине и ширине. Железка рубанка крепится лишь в одном корпусе. Шпунт возможно получить и грунтубелем. В отличие от шпунтубеля он узкий по ширине и чаще применяется для зачистки шпунта, полученного стамеской или пилой наградкой.

Горбач – рубанок для обработки криволинейных поверхностей. Горбачи делали под конкретный радиус кривизны, как вогнутый, так и выпуклый. Круглые столы торцевали только горбачами, да и бондари без них никуда.

Особая каста – калевки или калевочники. Фигурный резец ведет профильную обработку поверхности, игрой света и тени, рельефом, воплощая замысел столяра. Подошва колевки должна иметь зеркальную форму профиля, выбираемого ножом. Каждый профильный инструмент уникален и по рисунку железки и по форме подошвы, являясь неразлучной парой, и служит всего для одной операции. Плинтус – свой рубанок, наличник – свой, мебельный багет – свой. Разнообразие калевок не описуемо. Их наличие позволяет воплощать самые сложные по рельефу замыслы. Прогресс вытеснил многие рубанки, особенно калевки, из сферы применения, но ни одна машина не способна проявить «душу» дерева. Ода рубанку – моя завершающая часть.

Прежде чем тронуть поверхность дерева рубанком, опытный столяр обычно смотрит и изучает заготовку. Прищур глаз определяет не только ход роста волокон, их направление, свилеватость или пороки. Мастер пытается увидеть душу дерева и попытаться проявить все ее великолепие. Присмотритесь к работам старых мастеров, с годами, их работы только набирают красоту, не тускнея и становясь не подвластными времени. Значит, мастеру удалось раскрыть душу дерева, высвободить энергию, впитанную годами, и от такой работы невозможно оторвать взгляд. Только ручная работа способна не травмировать волокна, а бережно срезая излишки, ограняя, как ювелир камень, проявлять природную красоту. Принцип работы у машин отличается и далек от строгания. Фреза или ножи мнут, отбивают, крошат дерево, наглухо закупоривая «вены», сминая и вдавливая волокна дерева, запечатывая на многие годы «древесный свет». Только рубанок, становясь продолжением руки, способен снять тончайшую стружку, проявляя нрав дерева. И чем стружка тоньше, ажурнее, тем ярче и красивее становится текстура дерева, даже у липы. Фрезерной головке нет надобности разбираться в таких тонкостях, стране нужен вал, и мы его гоним, кроша сучки и выбивая щепу. «Красно» на Руси всегда означало красиво, солнечно, ярко. Может поэтому, и зовут столяров, способных не только увидеть самим внутреннюю красоту дерева, но и показать ее всем – краснодеревщиками.

Вернусь к тому утру. Попив чайку и выслушав мою песнь рубанку, мы поправили крыльцо вместе, без «жужжания». Чуть дольше по времени, но красить его сосед не решился до сих пор. Любуется, наверное.